понедельник, 2 мая 2022 г.

Можно ли в уголовном деле обойтись без профессиональной юридической помощи?

30.04.22 г

YURISTAT

Актуальные советы и рекомендации гражданам от Секции методики и методологии правоприменения в уголовном судопроизводстве.

Вряд ли кто из граждан, даже не имеющих юридического образования, не знает, что в России существуют специальные государственные органы, поддерживающие общественный порядок, расследующие уголовные дела о преступлениях, а также, судебные органы, в которые обращаются за получением судебных решений, в том числе, по уголовным делам.

В дальнейшем, мы будем публиковать тематические материалы, связанные с работой следственных органов, выявляющих и расследующих преступления.

Эти материалы будут содержать ответы на актуальные вопросы, возникающие у граждан, оказавшихся в непростых ситуациях, осложненных взаимоотношениями с государственными органами, предназначением которых является возбуждение уголовных дел и дальнейшее их расследование. Эта деятельность, а также рассмотрение и окончательное разрешение уголовных дел в судебных инстанциях называется производством по уголовным делам или, равносильно - уголовным судопроизводством. В научной литературе и в учебных программах юридических Вузов используется термин – «уголовный процесс». Это понятие идентично понятию «уголовное судопроизводство».

Всё, что необходимо знать об уголовном судопроизводстве (уголовном процессе), это – его структура, субъектный состав и правоотношения, возникающие с момента получения информации о преступлении, проверки этой информации (заявления о преступлении) и возбуждения уголовного дела. Отказ в возбуждении уголовного дела, как результат проверки сообщения о преступлении, мы не затрагиваем, оставляя этот вопрос для отдельного обсуждения.

Возбуждение уголовного дела и его расследование традиционно связывают с функцией (задачами, целями) уголовного преследования. Эта деятельность органов предварительного расследования завершается с прекращением уголовного дела или его направлением в суд для принятия окончательного решения – прекращения уголовного дела или вынесения приговора (обвинительного или оправдательного).

Когда уголовное дело направляется в суд, прокурор от имени государства, как государственный обвинитель, поддерживает в суде обвинение, предъявленное лицу, совершившему преступление. Этому лицу (обвиняемому) обеспечивается право на защиту от уголовного преследования. Поэтому, являясь формой реализации властных полномочий должностных лиц органов предварительного расследования и прокуратуры, а также, судебных органов, уголовное судопроизводство включает в себя не только нормативные процедуры расследования и судебного разрешения уголовных дел, но, также, обеспечение защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, принудительно, то есть, помимо их желания и воли, вовлекаемых в производство по уголовному делу. Это является одним из конституционных принципов уголовного судопроизводства и его предназначением, включающим запрет незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности. Последнее неизбежно сопряжено с негативным восприятием гражданами применяемых к ним мер принуждения, особенно, если властные полномочия реализуются должностными лицами с несоблюдением нормативно установленных для этого условий и ограничений, либо с нарушением конституционных прав и законных интересов физических и юридических лиц, что не редко встречается на практике и влечет реабилитацию невиновных лиц, которые подвергались незаконному уголовному преследованию.

Производство по уголовным делам регулируется специальным законодательством – уголовным кодексом (УК РФ) и уголовно-процессуальным кодексом (УПК РФ).

В демократическом правовом государстве действующее законодательство должно предусматривать такие элементы защиты гражданских прав и свобод, как право на обжалование действий (бездействия) или решений государственных органов и должностных лиц, наделенных публичными властными полномочиями.

В УПК РФ предусмотрена регламентация двух процессуальных способов защиты заинтересованными лицами своей процессуальной правоспособности. Один из них несудебный, реализуемый через обращение к должностным лицам с заявлением, ходатайством или жалобой. Второй – судебный, посредством обращения в суд с соответствующей жалобой.

В Интернет-версии Журнала «Уголовный процесс» создана тематическая рубрика «Ходатайства и жалобы по уголовным делам», где публикуются варианты таких процессуальных документов ( https://www.ugpr.ru/detail-docs  ).

Жалобы в уголовном деле.

Государством законодательно обеспечивается право на эффективную защиту своих прав и свобод, в том числе, в уголовном судопроизводстве. При этом, каждому гарантируется незамедлительное восстановление нарушенного права, если таковое возникло в результате деятельности органов предварительного расследования, органов прокуратуры, судебных органов. В случае несогласия с действиями органов расследования, затрагивающих конституционные права граждан и организаций, заинтересованные лица вправе подать жалобу на эти действия (бездействие) или такие решения.

Конституционные основы доступа к справедливому правосудию, обеспечивающему эффективное восстановление нарушенных прав, предполагают возложение на правоприменительные органы и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам, обязанность обоснования совершаемых ими действий и принимаемых ими решений. Если эти действия или решения являются явно необоснованными, то, это признаётся существенным нарушением законности.

Любое нарушение законности должно быть исправлено, и такая обязанность по устранению нарушений закона при производстве по уголовным делам возлагается на вышестоящих должностных лиц и судебные органы.

И одной из проблем, возникающих при реализации права на защиту от нарушений законности, является проблема отписок. Когда на поданную жалобу заявитель получает формальный ответ (отписку), не содержащий ответа по существу тех доводов, которые были приведены в поданной жалобе (заявлении, ходатайстве).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определениях от 25.01.05 г, № 42-0 и от 16.12.08 г, № 1076-0-П, право каждого обращаться в государственные органы и право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (Статья 33 и часть 2, Статьи 45 Конституции РФ), предполагают не только право подать в государственный орган соответствующее ходатайство, но и право получить на это обращение адекватный ответ. Применительно к уголовному судопроизводству это означает необходимость принятия по обращению предусмотренного законом процессуального решения, которое в силу ч.4, ст.7 УПК РФ должно быть законным, обоснованным и мотивированным, - иное означало бы нарушение не только процессуальных прав участников уголовного судопроизводства, но и их конституционных прав.

Существует два альтернативных подхода к обязанности рассмотрения поданных жалоб (заявлений, ходатайств).

Первый – когда заявитель обязуется обосновать доводы своего обращения, в противном случае, обращение не рассматривается и возвращается заявителю или заявителю направляется ответ, что его обращение оставлено без рассмотрения.

Второй – когда заявителю достаточно указать, что он несогласен с определенными действиями (бездействием) или решениями должностных лиц и этого достаточно для того, чтобы вышестоящее должностное лицо осуществило по факту такого обращения проверку законности и обоснованности действий, бездействия или решений органа расследования, с которыми гражданин несогласен и, в связи с которыми, была подана жалоба.

Нам представляется, что второй вариант более соответствует принципу законности уголовного судопроизводства, поскольку на граждан, не обладающих юридическим образованием, нельзя возлагать обязанность юридического обоснования доводов жалобы (заявления, ходатайства). При этом, мы полагаем, что для эффективного обжалования действий или решений органов предварительного расследования необходимо привлекать профессионального юриста, практикующего по уголовным делам и имеющего необходимые познания и опыт для такого обжалования.

Вместе с тем, гражданам, вовлеченным в производство по уголовным делам, а также, их родственникам целесообразно понимать происходящее и знать, что им можно (нужно) предпринимать в той или иной ситуации.

Например, ранним утром в квартиру прибыли сотрудники правоохранительных органов для производства обыска. Их приход был неожиданным.

Возникают вопросы – Что делать? Можно ли не разрешить проведение обыска в квартире (жилище) и отказаться участвовать в нём? Можно ли пригласить адвоката для участия в обыске? Как обжаловать проведение обыска и его результаты?

Для ответа на подобные вопросы необходимо правильно оценить обстоятельства, в связи с которыми было принято процессуальное решение о необходимости производства обыска в конкретном жилом помещении (в офисе, на складе и т.д.).

В реальных ситуациях могут возникнуть и другие вопросы, требующие понимания происходящего не с точки зрения обычного гражданина, а с учетом юридической оценки правомочий должностных лиц, осуществляющих такое следственное действие, как обыск, в основе которого лежит властное полномочие следователя (дознавателя). И, чтобы зафиксировать, например, несоблюдение следователем процедуры производства обыска, превышение следователем своих полномочий в ходе обыска и фиксации его результатов, необходимы не только юридические познания, но, и подготовленность к правильной реализации этих познаний.

Почему это так важно? Потому, что если нарушения закона не зафиксированы, то, при обжаловании обыска и иных процессуальных действий органа расследования, заинтересованные лица будут лишены возможности сформулировать предмет обжалования и столкнутся с серьезными трудностями в защите своих законных прав и интересов. С такими сложностями постоянно сталкиваются наши сограждане.

В следующих публикациях мы продолжим разговор о популяризации юридических знаний и профессии юриста.

Руководитель Секции

А. М. Козлов

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий